Новая страница 2
 

Яндекс.Метрика

Доска бесплатных объявлений  

Реклама на форуме

 
Вернуться   Форум города Протвино > Протвино - разговоры обо всем > Лица (досье)
Справка Пользователи Календарь Поиск Сообщения за день Все разделы прочитаны

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 17.05.2011, 20:58
Аватар для Василий
Василий Василий вне форума
Вольноопределяющийся
 
Регистрация: 27.12.2006
Сообщения: 2,618
Вес репутации: 1366
Василий , можно гордиться Василий , можно гордиться Василий , можно гордиться Василий , можно гордиться Василий , можно гордиться Василий , можно гордиться Василий , можно гордиться Василий , можно гордиться Василий , можно гордиться Василий , можно гордиться
Борис Фёдорович и другие Шаляпины

Биографии людей, даже известных, не всем интересны, так что этот материал - как говорится, на любителя. Поэтому хотелось бы заранее взбодрить тех редких читателей, на которых я всё же рассчитываю, перед тем как они начнут разглядывать узорчатый ковёр, сотканный по мотивам жизни семейства Шаляпиных. В качестве лёгкого допинга скромно замечу, что многие детали узора сведены воедино и публикуются вместе впервые: вы присутствуете при своего рода премьере в Интернет. Даже вдумчивые биографы, с материалами которых я знакомился, упустили некоторые важные связи и переклички - которые, как я надеюсь, мне удалось адекватно проследить и оформить.

Главный герой заметки - старший сын известного певца, Борис, но семья настолько большая и так интересно связана с историей 20-го столетия, что не "ветвить" материал было бы просто преступно: исчезли бы крупицы смысла и интересные факты, которые хотелось бы донести до публики. "Большая" история, история народов и государств похожа на гипертекст, где всё перекликается со всем. А история любой семьи - это свой, имеющий самостоятельное значение гипертекст. Оба гипертекста взаимодействуют; в какие-то моменты они соприкасаются, искрят и вспыхивают причудливым светом... на радость любителям гипертекстов, и к вящей зевоте всех остальных :).

Если станет совсем уж скучно - смело жмите Page Down и смотрите картинки, которых тут много, а текст к ним и вокруг смотрите постольку поскольку. Или сделайте Ctrl-F и спросите "Муссолини" или, скажем, "Гагарин". Любители же неспешного чтения получат наибольший кайф, ознакомившись со всем последовательно: для них здесь припасено много деликатесов.


Жёны и дети

Первая жена Фёдора Ивановича Шаляпина, Иола Торнаги, родилась в городе Монца недалеко от Милана. Она ездила с гастролями по Италии, Франции, Америке, и два года была прима-балериной Русской частной оперы С.И.Мамонтова в Москве. Фёдор Иванович познакомился с ней в Нижнем Новгороде, и они поженились в 1896 году. Всего у Шаляпина в этом браке родилось шестеро детей: Игорь (умер в возрасте 4 лет), Борис, Фёдор, Татьяна, Ирина, Лидия.

Борис родился в Москве в 1904 году, был третьим из шести детей и при этом старшим сыном Фёдора Ивановича.

Шаляпин и большинство его детей (не все) уехали из России в начале 1920-х благодаря протекции Луначарского; с ними уехала его вторая жена, о которой рассказано ниже. А первая жена, Иола Игнатьевна Торнаги, долгое время жила в СССР и только в конце 1950-х годов по приглашению сына Фёдора переехала в Рим, где и скончалась в 1965 году в возрасте 92 лет.

Вот портрет Иолы Торнаги, написанный её сыном и главным героем нашей заметки, Борисом Фёдоровичем:


Борис Шаляпин. Иола Игнатьевна Торнаги-Шаляпина. 1934 г.

Имея уже семью, Фёдор Иванович Шаляпин сближается с Марией Валентиновной Петцольд (урождённая Элухен, 1882—1964), у которой было двое своих детей от первого брака. Знакомство произошло на ипподроме, оба были азартными игроками. У них рождаются три дочери: Марфа (1910—2003), Марина (1912—2009) и Дасия (1921—1977).

По сути дела, у Шаляпина было две семьи одновременно. Первый брак был не расторгнут, а второй не зарегистрирован. Получилось, что у Шаляпина в старой столице была одна семья, а в новой — другая: одна семья не ездила в Петербург, а другая в Москву. Официально брак Марии Валентиновны с Шаляпиным был оформлен в 1927 году уже в Париже.


Борис Шаляпин. Фёдор Иванович Шаляпин. 1934 г.

Когда дети от обоих браков выросли, они много общались между собой, антагонизма не было. Одним из примеров служат отношения дочери от второго брака Марины Фёдоровны Шаляпиной-Фредди и сына от первого брака, Фёдора Фёдоровича.


Марина и Фёдор

Марина получила звание "Мисс Россия" на конкурсе, устроенном эмигрантами в 1931 году (инициаторами конкурса были Иван Бунин, Александр Куприн и Константин Коровин).


Помимо хороших внешних данных, Марина была отлично образована и обладала тонким художественным вкусом, знала пять языков. Она была замужем за итальянцем Луиджи Фредди, который по своим художественным воззрениям был футуристом, а по политическим - соратником и хорошим знакомым Бенито Муссолини. Луиджи занимался в своей партии прессой и другой пропагандой - в частности, кинематографом. По инициативе и поручению Муссолини он организовал первый в мире кинофестиваль - Венецианский, который стартовал в 1932 году и имеет высокий статус до сих пор.

Луиджи и Марина долгое время не состояли в официальном браке, но у них родилась дочь, и Марина в послевоенные годы многое сделала, чтобы вызволить мужа из тюрьмы (в итоге помогли хлопоты через католических кардиналов). Они сочетались законным браком, и Луиджи продолжил заниматься кино уже в новой Италии. По-видимому, именно связи в мире итальянского кино помогли устроить карьеру сводного брата Марины, сына от первого брака Шаляпина - Фёдора Фёдоровича.

Фёдор начал карьеру актёра кино в Голливуде, куда сбежал из Парижа от "тени славы" своего отца в поисках самостоятельности. В Америке он ещё застал немое кино, и первые его роли были довольно успешными, так как не был слышен его заметный акцент. Однако главных ролей ему не доставалось. Наступление эры звукового кино также не принесло Шаляпину большой известности, за исключением роли Кашкина, умирающего на руках героя Гэри Купера в картине «По ком звонит колокол» (1943).

После войны Фёдор переехал в Рим и продолжил играть в кино, исполнив множество характерных ролей в 1950—1970-х годах. Мне нигде не попалось явных упоминаний о причинах переезда - но с чего бы его понесло в голодный послевоенный Рим из сытой послевоенной Америки? Спонтанно такое вряд ли могло получиться; сдаётся, что помог шурин - чуть ли не первый по рангу администратор в итальянском кинематографе того времени.

В конце 1950-х Фёдору, как уже упоминалось выше, удалось вывезти из СССР в Рим свою (но не Маринину) мать, Иолу Торнаги. Однако человеком он был не слишком состоятельным в то время - актёр средней руки; похоже, что спонсором переезда выступила опять же Марина.

Настоящего успеха и признания в кино Фёдор Фёдорович добился, будучи уже стариком, когда в 1986 году исполнил роль Хорхе де Бургоса в фильме «Имя розы» (с Шоном Коннери в главной роли). Затем он появился ещё в ряде кинокартин, таких как «Власть луны» (1987), «Собор» (1989), «Стэнли и Айрис» (1990), а свою последнюю заметную роль сыграл в картине «Ближний круг» (1991), повествующей о Советской России во времена диктатуры Сталина.


Шаляпин в фильме «Имя розы» (1986)

Фёдор Шаляпин-младший умер в сентябре 1992 года в своём доме в Риме в возрасте 86 лет.

Марина Фёдоровна Шаляпина-Фредди прожила дольше всех братьев и сестёр и скончалась в Риме в 2009 году на 98-ом году жизни.

Дети Шаляпина от обоих браков не только плодотворно общались между собой и помогали друг другу устраивать житейские дела, но и со стороны отца получали свою долю внимания и заботы. На Ютьюб есть трогательный ролик, где рассказывается про завещание Фёдора Ивановича, согласно которому он разделил своё имущество поровну между всеми детьми. Любвеобильность великого певца, таким образом, сочеталась с неподдельной заботой о многочисленных потомках.


Немного конспирологии

У Фёдора Ивановича могли быть и внебрачные дети, но сведения об этом не находят надёжного подтверждения. Самая забавная версия из тех, что попадались: один из советских руководителей, член Политбюро, известный под именем "Александр Шелепин" - на самом деле якобы внебрачный сын Шаляпина. Версия обосновывалась тем, что другой вариант родовой фамилии Шаляпиных - действительно "Шелепины", а также некоторым внешним сходством:




"Шелепина" я пишу в кавычках, поскольку о настоящем имени и настоящей биографии руководителя такого ранга действительно могут быть самые разные предположения. Чтобы не быть голословным, дам ссылку на свою же подборку материалов про одного из известнейших советских руководителей: Гриша-Гоша-Юра.

Косвенным аргументом в пользу конспирологической версии Шелепин-Шаляпин могло бы служить то, что "железный Шурик" был Председателем КГБ с 1958 по 1961 год, т.е. как раз в то время, когда из СССР в Италию эмигрировла первая жена Фёдора Ивановича (и мать Бориса Фёдоровича) - Иола Торнаги-Шаляпина, о которой мы рассказывали выше.

Я не думаю, что эту версию можно сколь-либо серьёзно обосновать, но решил привести её как художественный завиток на цветистом семейном ковре Шаляпиных, с этаким фантастическим оттенком. Пусть радует глаз и будит любознательность :).


Борис в юности

Рассказ о римской ветви семьи и "чекисткие" завитушки, хочется надеяться, были любопытными для читателя, однако мы уклонились от истории жизни старшего сына Шаляпина - Бориса Фёдоровича.

С детства Борис хотел стать певцом, но отец настаивал, чтобы он стал художником, чтобы сын всю жизнь не стоял в его тени - тем более, что с раннего возраста Борис проявил интерес к рисованию, рисуя без удержу на всём и везде. Здесь нужно отметить, что и сам Фёдор Иванович неплохо рисовал и даже занимался скульптурой.

Вот портрет Пушкина, нарисованный Борисом в 1912-м году, когда ему было 8 лет:


В 1919 г. Борис приехал в Петроград и поступил в академическую мастерскую В.И. Шухаева. В 1920-1923 гг. учился в Москве в Государственных свободных творческих мастерских. В 1923 г. поступил на скульптурный факультет Высших художественно-технических мастерских, посещал мастерскую Сергея Тимофеевича Конёнкова на Красной Пресне, а также учился станковой живописи во ВХУТЕМАСе у Александра Шевченко. В этот период его ближайшим другом был художник Василий Почиталов, который тоже учился во ВХУТЕМАСе у Шевченко. Дружба сохранилась на всю жизнь, и Борис навещал Василия во время своих приездов в СССР.


Василий Почиталов с Борисом Шаляпиным в своей мастерской. 1960-е


Мастер(а) и Маргарита

Помимо краткого периода ученичества, жизненные пути Бориса Шаляпина и Сергея Тимофеевича Конёнкова пересеклись ещё одним неожиданным образом, в точке с меткой "Маргарита".


Дочь присяжного поверенного Маргарита Воронцова была старше Бориса на 8 лет. Маргарита училась на юридических курсах мадам Полторацкой и проживала на Поварской, в семье доктора Ивана Бунина, который в свою очередь был дружен с Фёдором Шаляпиным.

Большую часть свободного времени Маргарита проводила в доме Шаляпиных, она дружила с дочерью певца Ириной, а Борис был её возлюбленным. Дело шло к свадьбе, когда Маргариту застали флиртующей с самим хозяином дома (некоторые авторы даже пишут – в постели со старшим Шаляпиным). Скандал закончился тем, что у неё появился очередной жених - молодой скульптор Пётр Бромирский, который и познакомил Маргариту с Конёнковым. Конёнков влюбился с первого взгляда, долго добивался девушку, но получал отказы "из-за большой разницы в возрасте".

Конёнков, которого ещё до революции называли "русским Роденом", вёл буйную богемную жизнь. Он мог собрать на паперти слепцов и, аккомпанируя на лире, распевать с ними нечто богоугодное. В 1905 году закупил браунингов и возглавил рабочую дружину, которая обороняла баррикаду у ресторана "Прага". Подступы к своей мастерской на Пресне засеял рожью вперемежку с васильками. Порой в один вечер у Конёнкова собиралась богема обеих российских столиц. Здесь пил спирт и пел несравненный Фёдор Шаляпин, танцевала Айседора Дункан, а Сергей Есенин и вовсе считал мастерскую на Пресне своим вторым домом.

Судя по письму, сохранившемуся в шаляпинском архиве, одно время Маргарита вдруг воспылала прежней страстью к Борису Шаляпину и тайком бегала на свидания. Но очень скоро она сделала выбор в пользу титула "Ваше Превосходительство", который полагался супруге действительного члена Императорской Академии художеств и стала мадам Конёнковой. И первым делом устранила потенциальную, как она полагала, соперницу - Наталью Кончаловскую (внучку Сурикова, мать Андрона Кончаловского и Никиты Михалкова), которая уж очень восторженно смотрела на своего крёстного отца Сергея Конёнкова.


Маргарита Конёнкова

По-видимому, Борис Шаляпин встречался с Воронцовой уже когда та была Музой Конёнкова - в период, когда последний в течении шести лет "яростно" добивался руки девушки (искусствоведы пишут, что Маргарита стала моделью для скульптора в 1916 году). Когда же Шаляпин поступил учиться в мастерскую Конёнкова в 1923 году, Маргарита была уже замужней дамой (свадьба состоялась в 1922 году).

В конце 1923 года Конёнковы уехали в США для участия в выставке русского и советского искусства. Предполагалось, что поездка продлится несколько месяцев, однако возвращение на родину состоялось только через 22 года. Основное место жительства и работы Конёнкова в этот период — Нью-Йорк. По личному приказанию Сталина в 1945 году был зафрахтован пароход «Смольный», на котором Конёнкова и все его работы перевезли в СССР. Многие авторские гипсы были затем переведены в материал.

Шаляпины и Конёнковы встречались в Америке, а Борис рисовал портрет скульптора:


В Америке Маргарита познакомилась с Альбертом Эйнштейном, и его любовная связь с Маргаритой протянулась через всю их жизнь (при живом Конёнкове). Порог мастерской Коненкова Альберт Эйнштейн впервые переступил в 1935 году - его скульптурный портрет был заказан администрацией Принстонского университета.

Из воспоминаний Маргариты Конёнковой: "Он был удивительно скромным человеком, не любил никаких официальных собраний, в шутку говорил, что известен своими пышными волосами. Когда Сергей Тимофеевич работал над портретом Эйнштейна, тот был очень оживлён, увлечённо рассказывал о своей теории относительности. Я очень внимательно слушала, но много понять не могла. Мое внимание поощряло его, он брал лист бумаги и, стараясь объяснить свою мысль, делал для большей наглядности рисунки и схемы. Иногда объяснения меняли свой характер, приобретали шутливую форму - в такую минуту был исполнен наш совместный рисунок - портрет Эйнштейна, - и он тут же придумал ему имя: Альма, то есть Альберт и Маргарита".

Конёнковы навещали Эёнштейнов в Принстоне, и сохранились фотографии, которые биографы додумались расположить в хронологическом порядке. На самом первом снимке чета Конёнковых изображена вместе с четой Эйнштейнов. Потом Сергей Конёнков исчезает из видового ряда, на фотографиях - только близкие Эйнштейна, причём он рядом с женой, а Маргарита в сторонке. После 1936 года, когда умерла Эльза Эйнштейн, её место уверенно заняла Маргарита Конёнкова.

Есть мнение, что Маргарита работала на НКВД, была знакома с Робертом Оппенгеймером и якобы уговорила его взять на работу нескольких специалистов с левыми взглядами - на которых заранее была нацелена советская разведка.


Маргарита Конёнкова с Альбертом Эйнштейном, его женой Эльзой, дочерью Маргот и Робертом Оппенгеймером


Маргарита и Альберт

Маргарита пережила и Сергея Конёнкова, и Альберта Эйнштейна - умерла в Москве в 1980-м олимпийском году, в квартире-мастерской-музее Конёнкова на улице Горького (Тверской). Вот как пишет об этом журнал "Итоги":

Цитата:
Сообщение от журнала "Итоги"
Она умерла от истощения. Дебёлые санитары, спуская мёртвое тело вниз, так пялились на фигуру обнажённой при входе в музей (портрет Маргариты), что чуть было не уронили носилки. Они, естественно, и не предполагали, что увозят в морг музу Конёнкова, женщину, которой было суждено стать последней любовью Альберта Эйнштейна. Сомнительно, что им вообще были знакомы эти имена.

Отъезд Шаляпиных. Рахманиновы.

В начале 1920-х Шаляпин отправился на гастроли за границу, в частности в США, где его американским импресарио был Соломон Юрок. Шаляпин уехал вместе со второй женой - Марией Валентиновной - и с этих гастролей больше на родину не возвращался.

Долгое отсутствие Шаляпина вызывало в СССР подозрения и кляузы; так, в 1926 году В.В. Маяковский писал в «Письме к Горькому»:

Цитата:
Сообщение от В.В.Маяковского
Или жить вам,
как живёт Шаляпин,
раздушёнными аплодисментами оляпан?
Вернись
теперь
такой артист
назад
на русские рублики —
я первый крикну:
— Обратно катись,
народный артист Республики!
Всё-таки Маяковский - настоящий советский человек. В том смысле, что он суть одна из матриц, с которых потом наклепали остальных - да так много и прочно наклепали, что они до сих пор не переводятся на блогах и форумах. По слову другого поэта: "Пусть замыканием коротким всё уничтожится дотла: Cгорит весь дом, сгорит проводка, но будет пробочка цела".

В 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было представлено 31 мая 1927 года в журнале «ВСЕРАБИС» неким сотрудником «ВСЕРАБИСа» С.Симоном как поддержка белогвардейцам. 24 августа 1927 года постановлением СНК РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР; обосновывалось это тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено».

Видимо, поступок Шаляпина был и вправду отнесён к разряду чрезвычайных, поскольку СССР в конце 1920-х - начале 1930-х был вполне открытой для внешних контактов страной. Был довольно мощный поток туристов, специалистов и культурный обмен в обе стороны; в СССР была широкая подписка на зарубежную периодику, в том числе эмигрантскую. Подробнее об этом можно прочесть в блоге Толкователя: СССР начала 1930-х как открытая миру страна.

Ещё до этого скандала, в 1925 году, по вызову отца Борис приехал в Париж и продолжил обучение живописи. В 1927 г. во время гастролей Ф.И. Шаляпина в Англии, Борис провёл первую выставку своих работ в фойе театра Ковент-Гарден в Лондоне. Это станет правилом: куда бы ни отправлялся Фёдор Иванович на гастроли, он брал Бориса с собой и устраивал выставку его картин. Это могло быть фойе театра или фойе отеля (а пел Фёдор Иванович только в лучших театрах, и останавливался исключительно в отелях высшей категории). Такой откровенный промоушен обеспечил Борису общение с хорошими заказчиками; он стал рисовать портреты знаменитостей и стал, можно сказать "Глазуновым" или "Шиловым" того времени.

Помимо европейцев и американцев, много рисовал Рахманинова и его семейство:


Сергей Рахманинов


Старшая дочь Рахманинова Ирина


Дочка Ирины и внучка Сергея Рахманинова Софья Волконская. Умерла в 1968 году на Багамских островах; мать пережила её на год.


Mister Time

В США Борис Шаляпин бывал неоднократно, сопровождая отца на гастролях и устраивая выставки, а в 1935 г. окончательно переехал туда и поселился в Нью-Йорке. Он стал довольно модным портретистом, но главный его успех был связан со средствами массовой информации, а именно - с журналом "Тайм". Шаляпин был официальным иллюстратором "Тайм" в течение 40 лет (с 1939 по 1970 год), написав для обложек более 400 картин-иллюстраций. Это были портреты знаменитостей музыкального, литературно-художественного и политического мира.


Королева Елизавета II. Февральский номер 1952 года


Мерилин Монро. Май 1956-го


Кассиус Клей (Мохаммед Али). Март 1963-го

Чтобы понять, чем именно, какого ранга деятельностью занимался Борис Шаляпин (получивший из-за своей плодовитости прозвище mister Time), необходимо сказать несколько слов о журнале.

Time запущен в 1923 году и был первым новостным еженедельником в Соединённых Штатах - потом по этой матрице сделали другие. Придумали его два выпускника Йельского университета, Брайтон Хэдден и Генри Льюс. Если быть совсем точным, то, согласно их воспоминаниям, идея журнала зародилась у них в холле студенческого общества "Череп и кости":


Это общество знаменито в стане конспирологов; из него якобы рекрутируется самая-самая элита спецслужб и правящего слоя Соединённых Штатов; оба Буша учились в Йеле и состояли в этом обществе.

Так или иначе, не рядовые ребята придумали журнал Time, и влияние он имел огромное - особенно в эпоху, когда не было не то что Интернет и телевидения, а и кино-то только-только начало обретать "голос". А тут массовый журнал - с цветными иллюстрациями и фотографиями. Кроме собственно журнала, Хэдден и Льюс придумали повторять новости из журнала по радио - так вся Америка узнала о Time, и проект раскрутился на полную катушку. Даже сейчас, в новую информационную эпоху, печатный тираж Тайм колеблется от трёх до четырёх миллионов экземпляров, а мировая аудитория журнальчега - около 25 миллионов человек, из которых в Америке - 20.

Иными словами, Борис Шаляпин вошёл в элиту американского медиабизнеса, стал видным имиджмейкером, одним их тех может быть нескольких десятков человек, которые действительно формировали вкусы американской публики и создавали образ Америки в мире. Несомненно, он обладал художественным талантом, но достаточно ли было его одного, чтобы стать "своим парнем" в этих кругах?

Своего рода ответ на этот вопрос я нашёл - по крайней мере, для себя - в семейной истории Бориса Фёдоровича. Говорят, что удачно жениться - это заново родиться, а Борис женился, по всей видимости, удачно:


Борис Шаляпин. Хелен Шаляпина. 1936

Про саму Хелен Интернет рассказывает немногое; разве что некролог в "Нью-Йорк Таймс" за март 2007 года говорит нам о том, что она скончалась в Еврейском центре для престарелых в пригороде Бостона в возрасте 98 лет. Из старшего поколения на похоронах присутствовал её брат Моррис Давидсон и её невестка Марина Шаляпина-Фредди, о которой мы рассказывали выше.

А вот сестра Хелен, Маня Давидсон, была, в терминологии нашего времени, видным политтехнологом. Она была в первых рядах тех, что раскручивали Американскую Рабочую Партию и использовали её для поддержки Рузвельта, с упором на стратегически важный Нью-Йорк. Прикрывали, так сказать, Рузвельта "слева". Затем Маня вела кампанию на радио в интересах Либеральной партии - с иной политической платформой, и теперь уже ради поддержки Трумена. Т.е. действительно "ничего личного", политтехнолог в чистом виде.

Мне кажется разумной гипотеза, что связи жены в сфере политтехнологий и СМИ помогли Борису стать настоящим mister Time - в дополнение к его чудовищной работоспособности и настоящему таланту (рисовать таки он умел).


Забавные истории о работе на "Time"

Шаляпин, как и другие его коллеги-иллюстраторы, был «заложником заголовка дня», поскольку Тайм был еженедельным журналом. Чтобы идти в ногу с событиями, редакция поручала художникам писать портреты «в стол», для архива, создавая, таким образом, своеобразный банк репродукций. Например, приходилось рисовать разных людей на идентичном фоне, как это случилось с двумя кандидатами на пост премьер-министра Японии в 1955 году. Борис написал и Итиро Хатояму, и Сигэру Есиду. В результате Хатояма победил на выборах и появился 14 марта на обложке, а Есида оказался в архиве.

Очень часто Борису приходилось писать «вслепую», имея перед собой только чёрно-белую фотографию героя и описание пожеланий редакторов. Так, в 1962 году, работая над портретом министра сельского хозяйства Орвилла Фримана , Шаляпин получил от редактора телеграмму с описанием цвета глаз и волос, фирмы очков, пальто и галстука, с добавлением: "Мы хотим, чтобы он выглядел, как будто у него много забот».

Обычно Шаляпин работал акварелью или гуашью, и при этом мог работать невероятно быстро. В ночь, когда неизвестный русский парень по имени Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, Борис и Хелен до 4 утра «пили водку» отмечая 19-ю годовщину своей свадьбы. А в 8 утра позвонил редактор, чтобы сообщить, что им нужен сегодня же портрет Гагарина.

Несмотря на то, что портрет космонавта так и не привезли до самого вечера, мучимый жестоким похмельем и посмотревший на фото в утренних газетах Шаляпин завершил работу в рекордные семь часов. Этот портрет стал обложкой Тайм 21 апреля 1961 года.


Неожиданный, курьёзный поворот событий был связан с обложкой журнала, опубликованной 11 января 1960 года. Обложка была посвящена теме демографического взрыва, на ней в центре была изображена африканская женщина, кормящая грудью ребёнка, в окружении ещё тридцати разнообразных женских и детских фигур.

Отметив, что "три женщины изображены голыми по пояс, и у двух детей не нарисованы подгузники и видны их причинные места", канадская полиция выдала ордер на арест Бориса Шаляпина с формулировкой "картина является порнографической, чем разрушает мораль молодежи в Северной Америке".


Художнику тут же припомнили русское происхождение, а губернатор Нью-Йорка Нельсон Рокфеллер даже заявил в прессе: «Я не знаю этого человека, но это не уменьшает моего отвращения к этим подлым человеческим существам, которые через порнографический вирус пытаются протаскивать коммунизм в нашу страну". Поначалу даже не помогло заявление ФБР о том, что Шаляпин только родился в России, что он американский гражданин и работает в известном и солидном издании Time. И всё же 18 лет работы в еженедельном журнале новостей «победили», а «защитниками» художника стали его портреты многих выдающихся людей Америки.


Boris Chaliapin. John F. Kennedy. 1960


Поездки на родину

Уехав из Москвы в 1925 году, Борис Шаляпин впервые приехал на родину спустя 35 лет – в апреле 1960-м года.


Борис Шаляпин с сестрой Ириной в Москве. Ирина Фёдоровна Шаляпина-Бакшеева была советской актрисой, не слишком известной

На Ютьюб есть ролик с застольем, где Борис Фёдорович снят в тёплой компании артистов Большого театра в 1977 году. Ролик немой (в силу технологий того времени), но атмосферу передаёт, и люди там встречаются известные - наверное, кому-то интересно будет посмотреть.

Старанием Бориса Фёдоровича и других детей Шаляпина в Москве открылся Дом-музей отца на Новинском бульваре в особняке, где Борис провел детство и где в 1918 году Шаляпина выселили в маленькую мансарду, а из особняка устроили большую коммунальную квартиру. В конце 1970х, к московской Олимпиаде, дом вообще хотели сносить, но стараниями музейных работников была предотвращена эта варварская акция. Чиновники даже не задумывались, что это здание - одна из немногих сохранившихся городских усадеб XVIII века, которую в мае 1910 года приобрёл Шаляпин.

В 1988 году здесь, наконец-то, был открыт музей. Борис Фёдорович этого события не застал, он умер в 1979 году, но по его завещанию в музей отца были переданы его концертные костюмы и много других интересных экспонатов.


Уже после смерти Бориса Шаляпина на чердаке его дома в Истоне, штат Коннектикут, среди оставшихся работ художника, спрятанных в шкафу, были обнаружены 139 прекрасно сохранившихся портретов некоторых из наиболее значимых людей двадцатого века, которые по разным причинам так и не появились на обложках "Тайм". Там же была обнаружена коробка с письмами и рисунками.

Члены семьи Шаляпина были приглашены в Истон, чтобы выбрать себе часть работ известного родственника и решить судьбу остальной найденной коллекции. Так часть неопубликованных портретов попала в Смитсоновскую Национальную портретную галерею, документы в Национальный архив Колумбийского Университета, а картины маслом в музейные коллекции и на аукционы.

В 2009 году Третьяковская галерея провела выставку "Американские художники из Российской империи". На ней были представлены работы 40 художников - выходцев из России, оказавшихся в Америке и превративших Нью-Йорк в одну из мировых художественных столиц. Среди представленных авторов был и Борис Шаляпин.

* * *

При подготовке этой заметки использовался блог Парашутова, картинки и фотографии с Радикала, статьи и фотографии из журнала "Итоги", копии иллюстраций из журнала "Тайм", заметки из "Нью-Йорк Таймс", статьи русской и английской Википедии, другие материалы. Все права на материалы принадлежат их авторам, а также соответствующим изданиям, блогам и форумам. Все гипотезы, комментарии, обобщения и соспоставления принадлежат мне, и вышеуказанные авторы, издания, блоги и форумы не несут за них никакой ответственности.
Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей - 0 , гостей - 1)
 
Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете прикреплять файлы
Вы не можете редактировать сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Быстрый переход

Праздники сегодня

 

 

Реклама на форуме

Помочь форуму:

Я-деньги № 4100154088247

Яндекс.Метрика

   

..............

 
Часовой пояс GMT +4, время: 07:42.


vBulletin v3.6.2, Copyright ©2000-2014, Jelsoft Enterprises Ltd.
Русский перевод: zCarot, Vovan & Co
Администрация форума не несет ответственности за содержание сообщений на форуме.